15 февраля в поселке Металлострой запускается предприятие по утилизации отработанных резинотехнических изделий.
Инвестор планирует получать в итоге переработки автопокрышек полезный материал — сажу, металлокорд и топливо для продажи и собственных нужд. Объем переработки сырья составит 5 тыс. тонн в год. В общем в Петербурге образуется около 70 тыс. тонн подобных отходов, говорят специалисты.
С 2019 года также НПО "Инноватех" начнет поэтапный запуск перерабатывающего производства максимальной мощностью к 2022 году 60 тыс. отработанных покрышек в год и стоимостью 1,6 млрд рублей.Сегодня в поселке Металлострой откроется завод компании ООО "Стройспецмонтаж" по утилизации шин мощностью 5 тыс. тонн резинотехнических изделий (РТИ) в год. По данным компании, это составляет 10-12% отходов данного вида, образующихся в Петербурге.
Завод будет использовать технологию непрерывного низкотемпературного пиролиза с системой автоматической загрузки отходов и выгрузки получаемых продуктов. На выходе планируется получать 2,5 тыс. тонн синтетического топлива, 2 тыс. тонн технического углерода или 1 тыс. тонн сорбента, а также 500 тонн прессованного металлокорда в год. Отходы будут поступать с предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые заинтересованы в утилизации образующихся у них различных углеродсодержащих отходов. К примеру, уже заключены контракты с ГУП "Петербургский метрополитен", ООО "Нокиан Тайерс", ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", СПб ГКУ "Автобаза скорой медицинской помощи", рассказал "Ъ" генеральный директор ООО "Стройспецмонтаж" Анатолий Шумицкий.
В Металлострое компания арендует 2 тыс. кв. м, задействовав под завод всего половину из них. Строительство было завершено в течение девяти месяцев. Вложения составили 54 млн рублей, окупить их планируется в течение трех лет. "Объем капитального строительства минимален вследствие того, что оборудование поставляется в модульном исполнении.
В течение года планируется создать еще пять установок в различных субъектах РФ", — сказал господин Шумицкий.ООО "Стройспецмонтаж" зарегистрировано в Ивановской области в 2012 году. 51% в уставном капитале компании владеет ее генеральный директор Анатолий Шумицкий. Остальные доли поровну распределены между Натальей Ломакиной и Андреем Ивановым. Последний является владельцем и генеральным директором ООО "Фирма "Транслайн"", которая, по словам господина Шумицкого, и выступила инвестором проекта. Группа "Транслайн" поставляет и осуществляет сервис на территории России и СНГ строительной, коммунальной и другой спецтехники. ООО "Стройспецмонтаж" в 2016 году заключило 12 контрактов на сбор, транспортировку и утилизацию различных отходов, в том числе шин, люминесцентных ламп, отходов гальванического производства и трансформаторных масел, на 13 млн рублей.
Параллельно в Петербурге создается другой крупный завод по переработке резиносодержащих изделий. Проект ООО "НПО Инноватех" был анонсирован на Петербургском международном экономическом форуме в прошлом году, в декабре проектная компания ООО "Инноватех СПб" (100% дочернее общество НПО) получила под него статус стратегического инвестора.
Переработка покрышек и других резиносодержащих отходов будет осуществляться с получением сажи, печного топлива и металлокорда без образования каких либо отходов путем запатентованного компанией способа — в процессе парового термолиза. С одной тонны сырья, говорит генеральный директор НПО "Иннотех" Алексей Градов, по статистике можно получить 35-40% технического углерода, 40-45% жидкой фракции и 5-7% металлокорда.По его словам, с момента подписания соглашения на ПМЭФ мощность проекта была увеличена для обеспечения потребности в переработке всего Северо-Западного региона. Теперь завод включает три очереди. Для его реализации в долгосрочную аренду выделен участок в промышленной зоне Обухово площадью 2,3 га. Еще 3,4 га компании понадобится на стадии второй очереди.
В ходе первой и второй очередей будут возведены здания и сооружения общей площадью 6-8 тыс. кв. м, параллельно завод будет наполняться оборудованием. На первом этапе, в 2019 году, мощность переработки составит 15 тыс. тонн автомобильных шин, к концу 2020 года она будет доведена до 30 тыс. тонн, а к концу третьего этапа, в 2022 году, — до 60 тыс. тонн.
Стоимость первой и второй очередей составит 920 млн рублей, еще около 700 млн рублей будет вложено на третьем этапе.На данный момент, по информации базы "СПАРК-Интерфакс", участниками общества в равных долях являются Сергей Градов, Виктория Сусенкова и Валентин Шинько. После Петербурга компания планирует построить еще пять заводов в других российских городах.Глава петербургского отделения экологической организации "Зеленый крест" Юрий Шевчук оценивает объем образующихся в Петербурге отработанных покрышек в 70 тыс. тонн.
Только на территории полигона "Красный Бор", сообщал губернатор города Георгий Полтавченко в июне, скопилось 17,5 тыс. тонн старых шин. По словам господина Шевчука, в городе уже работает два завода по переработке отходов подобного рода. Алексей Градов утверждает, что предприятий, готовых по итогу переработки выпускать коммерчески полезную продукцию, здесь нет.В любом случае услуги заводов будут востребованы.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) предусмотрено взимание экологического сбора, который обязаны платить производители и импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств необходимо утилизировать. "Как следует из упомянутого Федерального закона, от уплаты такого сбора освобождаются производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов", — говорит Анастасия Бойцова, заместитель руководителя практики экологии и природопользования АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".